-->

Читайте В Блоге...

Самообразование



План самообразования
воспитателя А.С. Сальниковой
2007-2010 г.г.
Тема: «Формирование системы самозащиты у дошкольников в самостоятельной двигательной активности»
Содержание деятельности
Сроки (начало – окончание)
Форма представления результатов
Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы
1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования
Изучение теоретических основ по организации условий в рамках формирования системы самозащиты у дошкольников в самостоятельной двигательной активности (список литературы см. Приложение 1).
Начало – сентябрь 2007 г.;
окончание – февраль 2010 г.
Сообщение – теоретический анализ
Заведующая д/с,
заместитель заведующей по ВМР.
Согласно «Плану Самообразования педагогов и специалистов ДОУ № 12»
2. Разработка программно – методического обеспечения образовательного процесса
Актуальность опыта:
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема «Риск, наука, обучение на школьном уровне» Советом Европы предложена в качестве первостепенной для разработки в странах Европы.
В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей  безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А.Алексеенко, В.С.Белов, А.С.Вернадский, А.В.Гостюшин, В.А.Левицкий, М.В.Ломоносов, О.Н.Русак, И.М.Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.).
Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, Б. Паскаля, 3. Фрейда, и др.
Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).
В работах отечественных психологов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.В.Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности.
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.
Анализ этнопедагогических трудов В.Ф.Афанасьева, Г.Н. Волкова, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, А.В. Мордовской, Н.Д. Неустроева, И.С Портнягина, И.И. Портнягина, А.А.Сергина, К.С.Чиряева, Н.К.Шамаева и др. позволяет определить те или иные научные подходы к основам безопасности жизнедеятельности на основе народных традиций.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования.

Целевая линия:
Цель представленного педагогического опыта заключается в обновлении и расширении педагогических знаний по формированию системы самозащиты дошкольников в самостоятельной двигательной активности (изучить и апробировать комплекс необходимых педагогических условий по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении в самостоятельной деятельности).

Для осуществления данной цели необходимы следующие условия:
1. Введение новых технологий, изучение и освоение парциальных и авторских программ дополнительного образования по ОБЖ (согласующихся по основополагающим компонентам с основной программой ДОУ «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой и др.).
2. Создание условий через систему игровых занятий с детьми в групповой и индивидуальной форме.
3. Через представление накопленного опыта работы в данном направлении для родителей воспитанников.
4. Для освоения нового содержания образования необходимо обновление учебно – методического и материально – технического сопровождения по формированию системы самозащиты дошкольников в самостоятельной двигательной активности.
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Ведущие ключевые идеи:
ü  Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка понимают совокупность трёх компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свои жизнь и здоровье.
ü  Педагог с раннего возраста детей должен использовать разнообразные формы организации двигательной активности детей: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры с ходьбой, ритмическими движениями, прыжками и бегом. Особое внимание уделяется развитию у детей координации движений, дыхательного аппарата, формированию правильной осанки. Педагог способствует формированию у детей навыков безопасного поведения, разъясняя и предостерегая малышей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью.
ü  Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.
ü  Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова. Необходимо обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
Технологический аспект:
Цель: выявление наиболее эффективных педагогических условий, направленных на формирование системы самозащиты у дошкольников в самостоятельной двигательной активности.
Задачи:

1. Создать пространственно – развивающую среду в группе и на участке ДОУ, отвечающую требованиям обеспечения безопасности жизнедеятельности.








2. Разработать содержание занятий для I, II, III года обучения детей в рамках самообразования.













3.Определить формы работы с педагогическим коллективом и родителями воспитанников.








Средства:
ü Создание предметно – игровой и развивающих сред по активизации самостоятельной физической активности детей.


















ü Методическая разработка (обзор методик здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении, методик формирования системы самозащиты дошкольников средствами физического воспитания).
P.S.: при разработке обязательное согласование с основной программой ДОУ – «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой и др.










ü Отслеживание данных по обследованию детей инструктором по физкультуре с целью оценки эффективности развивающего влияния на физическое развитие. Составление диагностического блока по ОБЖ.

ü Организация работы с родителями воспитанников.




ü Организация работы с педагогами и специалистами ДОУ.












Постоянно











Ежегодно в зависимости от возрастного контингента детей













2007-2008 учебный год










2008-2010 учебный год





















2007-2009 учебный год


















Ежегодно




2008 – 2009 учебный год


Ежегодное планирование




2007 – 2010 учебный год











Закрепленные шкафы, стеллажи, отсутствие в группе и на территории ДОУ ядовитых и колючих растений, безопасное оборудование помещений и прогулочного участка, соблюдение мер противопожарной безопасности, соответствие спортивного и игрового инвентаря физиологическим данным детей и др..


Составление перспективного плана работы с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата, цикла тематических занятий по обеспечению безопасности в рамках физического развития, разработка конспектов занятий, тематических досугов.

Педсоветы, деловые игры, тренинги, мастер – класс, коллективные просмотры, выступление на педчасах, родительские собрания.



Оборудование и обеспечение инвентарём по принципам: простота конструкций с максимальной возможностью педагогического эффекта, применение материалов с такими качествами, как лёгкость, прочность, гигиеничность, приятность на ощупь, эстетичность, универсальность конструкции (в плане возраста, пола, подготовки), игровая направленность, возможность контролирования воздушной среды, теплового режима, освещенности, соответствие инвентаря физиологическим данным детей.


Доклад по сравнительному анализу программ и методик здоровьесбере-гающей педагогической системы. Календарно – тематическое планирование, планирование индивидуальной развивающей работы с учетом результатов обследования детей. Составление картотеки дидактики.


Методическая разработка, аналитическое заключение по результатам обследований детей






Анкетирование, выставки, папки – передвижки, беседы, консультации, родительские собрания

Мастер – класс по основам ОБЖ детей дошкольного возраста, участие в педсоветах, педчасах, семинарах – практикумах, организация деловых игр по обогащению педагогических знаний по ОБЖ.










Заведующая ДОУ,
заместитель заведующей по АХР, заместитель заведующей по ВМР






Заместитель заведующей по ВМР














Заместитель заведующей по ВМР








Заведующая ДОУ,
заместитель заведующей по АХР, заместитель заведующей по ВМР















Заместитель заведующей по ВМР
















Заместитель заведующей по ВМР











Заместитель заведующей по ВМР




Заместитель заведующей по ВМР

Предполагаемый результат:
В результате реализации работы по самообразованию:
ü будет проведена работа по созданию уютных помещений и площадки для прогулок на территории ДОУ, оснастив их, по возможности, современным эстетически привлекательным оборудованием и инвентарём, что подтолкнёт дошкольника к самопроизвольному движению, совершаемому им по собственной воле, без принуждения. Дети в свободной форме овладеют всеми основными видами движений, контролируя их и обучаясь оберегать себя.
ü Будет разработана система режимных моментов, занятий в рамках физического воспитания таким образом, чтобы на них шли мощные процессы самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения детей. Вся система занятий должна быть направлена на то, чтобы дети научились самостоятельно и осознанно заниматься физическими упражнениями и совершенствовать свои двигательные навыки с безопасностью для себя.
ü Будут заложены предпосылки для успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации ребёнка к реальным условиям жизни, его интеграции в обществе; сформирована «самость» ребёнка, некоторая индивидуальность, которая сохраняется при всех изменениях окружающей среды, поддерживая и воспроизводя собственную структуру.
Участие в системе методической работы района, области.
P.S.: сроки проведения уточняются в соответствии с Тематическим планированием по самообразованию.

Тематическое планирование
деятельности по самообразованию
на 2009-2010 учебный год
воспитателя А.С. Сальниковой
Содержание деятельности
Сроки (начало – окончание)
Форма представления результатов
Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы
1.     Обзор теоретического материала на тему: «Обзор предполагаемых методик здоровьсберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении» - совместно с инструктором по физкультуре М.А. Галаниной.
Сентябрь
Доклад
Заведующая д/с, заместитель заведующей
по ВМР
2.     Составить цикл тематических занятий (6-10 занятий: 1 раз в месяц) для младших дошкольников (II младшая группа) по наблюдению и анализу за поведением домашних животных в рамках воспитания осознанного отношения к необходимости быть выносливыми, ловкими, сильными и быстрыми.
Сентябрь - октябрь
Методическая разработка
Заместитель заведующей по ВМР
3.     Оценка условий безопасности предметно – развивающей среды в группе.
Октябрь
Аналитическая справка
Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР
4.     Консультация для родителей воспитанников «Пользование электричеством для детей и взрослых».
Ноябрь
Информационный лист – ширма - передвижка
Заместитель заведующей
по ВМР, родители воспитанников
5.     Занятие - панорама: «Наш друг - собака» - наблюдение, обсуждение, анализ поведения домашнего животного, воспитание осознанного отношения к необходимости умения быть выносливыми, ловкими, сильными быстрыми. Последующая отработка материала в игровой деятельности.
Ноябрь
Тематический досуг
Заместитель заведующей по ВМР
6.     Консультация для воспитателей ДОУ: «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий».
Декабрь
Сообщение на педчасе
Педагогический коллектив ДОУ
7.     Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Психологическая самозащита» - совместно с педагогом – психологом Е.А. Беловой.
Январь
Сообщение на педчасе
Педагогический коллектив ДОУ
8.     Анкетирование и интервьюирование родителей по теме: «Личная безопасность дошкольника».
Февраль
Методическая разработка анкетной базы, аналитическая справка
Заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников
9.     Отчёт о проделанной работе в рамках самообразования.
Февраль
Аналитический отчёт
Заместитель заведующей по ВМР





Тематическое планирование
деятельности по самообразованию
на 2007-2008 учебный год
воспитателя А.С. Сальниковой
Содержание деятельности
Сроки (начало – окончание)
Форма представления результатов
Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы
1.     Обзор теоретического материала на тему: «Оказание помощи дошкольникам в формировании их системы самозащиты средствами физического воспитания».
Сентябрь
Доклад
Заведующая д/с, заместитель заведующей
по ВМР
2.     Консультация для родителей воспитанников на тему: «Роль родителей в физическом воспитании ребенка».
Конец сентября – начало октября
Выступление на родительском собрании
Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников
3.     Разработка перспективного плана по работе с детьми с нарушением опорно – двигательного аппарата (НОДА).
Сентябрь - октябрь
Методическая разработка
Заместитель заведующей по ВМР
4.     Оценка условий безопасности предметно – развивающей среды в группе.
Октябрь
Аналитическая справка
Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР
5.     Консультация для родителей воспитанников «Красивая осанка».
Ноябрь
Информационный лист – ширма - передвижка
Заместитель заведующей
по ВМР, родители воспитанников
6.     Провести серию занятий  по программе Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»: по темам: «Как движутся части тела», «Отношение к больному человеку», «Микробы и вирусы», «Здоровье и болезнь» (Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. – с. 93 - 98).
Ноябрь
Занятие - панорама
Заместитель заведующей по ВМР
7.     Деловая игра для педагогов ДОУ: «Поле Чудес» - повышение педагогических знаний по ПДД.
Декабрь
Деловая игра
Педагогический коллектив ДОУ
8.     Организация на прогулочном участке снежного городка с постройками, направленными на активизацию самостоятельной двигательной активности детей.
Январь - февраль
Предметно – развивающая и игровая среда на участке для прогулок группы
Заместитель заведующей по ВМР, инструктор по физкультуре
9.     Открытый показ занятия для воспитателей старшего дошкольного возраста на тему: «Игры во дворе».
Март
Мастер - класс
Заместитель заведующей по ВМР, воспитатели старшего дошкольного возраста
10. Анкетирование и интервьюирование родителей по теме: «Безопасность дошкольника в домашних условиях».
Апрель
Методическая разработка анкетной базы, аналитическая справка
Заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников
11. Обследование старших дошкольников по дисциплине «Ребенок и окружающий мир: обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника». Ознакомление с данными обследования по физическому развитию дошкольников, проведенному инструктором по физкультуре.
Май
Аналитический отчёт
Заместитель заведующей по ВМР
Тематическое планирование
деятельности по самообразованию
на 2008-2009 учебный год
воспитателя А.С. Сальниковой
Содержание деятельности
Сроки (начало – окончание)
Форма представления результатов
Где, кем и когда заслушивается отчёт о выполнении работы
1.                 Обзор теоретического материала на тему: «Безопасность в ДОУ».
Сентябрь
Сообщение
Заведующая д/с, заместитель заведующей
по ВМР
2.                 Корректировка перспективного планирования, воспитательно – образовательного процесса в группе детей с нарушением опорно – двигательного аппарата.
Сентябрь - октябрь
Методическая разработка
Заместитель заведующей по ВМР
3.                 Оценка условий безопасности предметно – развивающей среды в группе и на территории прогулочного участка.
Сентябрь
Аналитическая справка
Заведующая ДОУ, заместитель заведующей по ВМР
4.                 Консультация для родителей старших дошкольников «Если вы вынуждены оставлять ребенка дома одного».
Октябрь
Выступление на родительском собрании
Заместитель заведующей
по ВМР, родители воспитанников
5.                 Занятие - панорама: «Остановись и подумай» -  проигрывание детьми определенных экстремальных жизненных ситуаций.
Ноябрь
Тематический досуг
Заместитель заведующей по ВМР, воспитатели старшего дошкольного возраста
6.                 Консультация для воспитателей ДОУ: «Профилактика плоскостопия у дошкольников».

Декабрь
Сообщение на педчасе
Педагогический коллектив ДОУ
7.                 Занятие - панорама на тему: «Знай и будь осторожным».
Январь
Тематический досуг
Заместитель заведующей по ВМР
8.                 Организация на прогулочном участке снежного городка с постройками, направленными на активизацию самостоятельной двигательной активности детей.
Январь - февраль
Предметно – развивающая и игровая среда на участке для прогулок группы
Заместитель заведующей по ВМР, инструктор по физкультуре
9.                 Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Азбука безопасного падения».
Февраль
Выступление (раздаточный информационный лист) на педсовете «Безопасность и здоровье наших детей»
Педагогический коллектив ДОУ
10.            Оформление информационного листа для родителей воспитанников на тему: «Причины плоскостопия».
Март
Информационный лист
Заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников
11.            Анкетирование и интервьюирование родителей по теме: «Безопасная дорога» - определить уровень знаний, умений по правилам дорожного движения, передаваемых родителями детям.
Апрель
Методическая разработка анкетной базы, аналитическая справка
Заместитель заведующей по ВМР, родители воспитанников
12.             Обследование старших дошкольников по дисциплине «Ребенок и окружающий мир: обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника». Ознакомление с данными обследования по физическому развитию дошкольников, проведенному инструктором по физкультуре.
Май
Аналитический отчёт
Заместитель заведующей по ВМР


Приложение 1
Примерный список источников и литературы к изучению
1.      Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. – 144 с.
2.      Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы 'Здоровый дошкольник'// Ж. 'Обруч', 1996, N 1. - С. 5-6
3.      Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников, Томский университет,2000,С2-14.
4.      Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. -М.: Просвещение, 1981.
5.      Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М, 1953,С- 3-7.
6.      Вержбицкая Н.А. Массаж - одно из средств физического воспитания (из опыта работы преподавателя МПК г. Мурманска) //Дошкольное воспитание. - 1999. - N 3.
7.      Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.
8.      Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики. //Ж. 'Дошкольное воспитание.' - 1996.- NN 6,8, 10.
9.      Гутникова Л. Спорт + игра = радость. //Ж. 'Дошкольное воспитание.' - 2001. - N 12.
10.  Доронова Т. Право на охрану здоровья//Ж 'Дошкольное воспитание.' - 2001, N 9. С.5-8
11.  Егоров Б.Б., Змановский Ю.Ф. Система эффективного закаливания // Ж 'Начальная школа.',2000, N 7.
12.  Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999.
13.  Ерофеева Т.И, Современные образовательные программы для дошкольных учреждений//.М, 1999г. С- 170, 99, 2-12.
14.  Закон Российской Федерации 'Об образовании' - М,2001.С-306.
15.  Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века./Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2000, С-88.
16.  Зелинская.Д. Школа здоровья-М, 1995,т.2. С 2-12
17.  Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М.:Советский спорт, 1991.
18.  Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н. Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации Минобразования РФ. - Нижний Новгород, 1992.
19.  Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении//Ж. 'Дошкольное воспитание', 1991, N 10, с.8.
20.  Змановский Ю.Ф., Лукоянов Ю.Е. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Труды 1 Международной научно-практической конференции./Под ред. Ю.Ф. Змановского.:Дубна, 1992.
21.  Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения. // Ж 'Дошкольное воспитание', 1993, N 9.
22.  Казьмин В.Д. Дыхательные гимнастики. - Ростов - на Дону// 'Феникс', 2000.
23.  Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.
24.  Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1995.
25.  Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теогия и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., ' Просвещение' 1972 г. С 5-27.
26.  Лесгафт.П..Ф. // Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста//. М, 1952, т,2 с-234.
27.  Латохина Л.И. Хатха - йога для детей. - М.: 'Просвещение', 1993.
28.  Латохина Л.И. Как быть здоровым душой и телом //Дошкольное воспитание. - 1999. - N 10.
29.  Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М.: Просвещение, 1987.
30.  Логинова В.И, Бабаева Т.И. // Детство. С-П, 1997г.
31.  Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М.: Просвещение, 1991.
32.  Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000.
33.  'Народное образование' Ж. N9,1999 ,С-325
34.  Основы безопасности дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.
35.  Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.С 3-7.
36.  Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения и подвижные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1971.С 5-7.
37.  Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
38.  Обижесвет Р.П., Касаткин В.П. Настольная книга медсестры. - М.: Линка - Пресс, 1998
39.  С.И.Ожигов -Словарь русского языка, М, 1984, С-205.
40.  Ротенберг Р.И. Расти здоровым. - М.: Физкультура и спорт, 1992.
41.  Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка// Ж. 'Дошкольное воспитание'. - 1999. - N 6.
42.  Рунова М. Формирование дыхательной активности// Ж 'Дошкольное воспитание'. - 2000. - N 6.
43.  'Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации' М. 2000г, С-325.
44.  Спирина В.П. Закаливание детей. - М. : Просвещение, 1978.
45.  Стасюк А.М., Журавлева Н.А. О системе физкультурно-оздоровительной работы. //Ж. 'Дошкольное воспитание', 1997, N 9. - С. 39-42
46.  Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского: Здоровый дошкольник. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н, Марченко Т.И., Пронина Е.И. - М.: АРКТИ, 2001. - 208 с.6-12.
47.  Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. - М.: Академия, 2000. 'Типовое положение о дошкольном образовательном учрежденнии' -М, 2001, С-322.
48.  Филиппова С. К. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ//Ж 'Дошкольное воспитание'. - 1999. - N 12.
49.  Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.
50.  Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М.: 'Совершенство', 1998.
51.  Цыбуля Н.В., Фершалова Т.Д. Фитонцидные растения в интерьере. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2001. - 112 с. Школа здоровья, т.7, N2, 200, С-8-10.
52.  Щербак А. К гармонии через движение! //Ж 'Дошкольное воспитание'. - 1998. - NN 6, 8.
53.  Шебенко В.И.// Физическое воспитание дошкольника. М, 1998,с-714.
54.  Яковлева Л., Юдина Р. Работаем по программе 'Старт'.//Ж. 'Дошкольное воспитание'. - 1996. - NN 1-12; 1997. - NN 1-12.

2 комментария:

  1. Спасибо большое! Мне очень помог ваш материал в оформлении своей работы

    ОтветитьУдалить